С Эмилией Ивановной Леонгард наша семья знакома с 1975 года. Познакомила нас беда — нашему сыну в пятимесячном возрасте поставили диагноз, означающий практическую глухоту как результат родовой травмы. А это значило, что, помимо отсутствия слуха, у малыша был целый букет сопутствующих диагнозов. Сейчас нашему «малышу» 29 лет. Он закончил Бауманский университет, работает по специальности — программистом, но и сейчас мне тяжело вспоминать тот период, когда мы задумывались о будущем нашего сына и всей нашей семьи. Для нас было неприемлемо отдать сына в специальный детский садик на обязательную в те годы пятидневку. А, кроме того, угнетало чувство, что нам придется говорить на разных языках — мы жили рядом со школой глухих и каждый день видели ребят, ловко «говорящих» руками и общающихся только между собой. Наша история типична для сотен семей, которые искали возможность преодолеть беду вместе с ребенком, не отрывая его от семьи. Вот я написала «сотен’ и задумалась, а сколько же в действительности семей воспользовались той идеологией, которую больше 30-ти (35-ти?) лет пропагандирует Э.И. и ее сотрудники? И не только пропагандирует, но практически доказывает ее результативность. Ребенок со сниженным слухом (а особенно глухой) может и должен воспитываться в семье. Родительская любовь, настойчивость, воля творят чудеса и те результаты, которые достигаются глухими подопечными Э.И., уже не вызывают изумления и недоверия. Родители и дети доказали, что глухому или слабослышащему человечку при поддержке специалистами доступно очень многое. А в настоящее время те подходы, которые были сформулированы Э.И. и ее коллегами более 30-ти лет назад, усиливаются достижениями научно-технического прогресса (простите за высокий стиль), и, в частности, тем прорывом, который произошел в области сурдотехники за последние 10 лет. Подопечные Э.И. были готовы к этому, т.к. сформированный у них навык слухового восприятия позволяет максимально использовать те возможности, которые предоставляют современные слуховые аппараты. Чего же достигают «леонгардята» и их родители? Дети растут и воспитываются в семье, впитывая ее культуру, традиции, осваивая опыт общения с близкими. Семья является «буфером » между глухим человеком и миром слышащих и готовит (адаптирует) ребенка к выходу в этот мир. Все ребята хорошо общаются устной речью, понятной для слышащих собеседников. У них широкий круг интересов — от спорта до музыки. И еще они приучены учиться, достигать и постигать новое. Практически все, кто воспитывался по системе Леонгард, после школы поступают в вузы и получают высшее образование. У ребят разные профессии, но все они работают в слышащих коллективах. Еще раз хочу подчеркнуть, что результаты системы Леонгард настолько очевидны и эффективны, что уже не приходится говорить хорошо это или плохо, правильно или неправильно. Это и хорошо, и правильно!
А чтобы было еще лучше, надо дать возможность родителям глухих детей узнать об этой системе, другими словами, предоставить альтернативу в выборе своей судьбы и судьбы собственного ребенка. Очень важно не только пропагандировать эту систему, но и обеспечить методическое и консультативное ее сопровождение, т.к. на собственном опыте знаю, сколько вопросов возникает в процессе занятий. И еще — надо активно знакомить с этой системой студентов педвузов и школьных учителей. Будущее за интегрированным образованием, все больше детей с недостатками слуха приходит в обычные массовые школы, все больше учителей сталкиваются с незнакомыми для них проблемами и возможностями глухого ученика. Детей Леонгард научила жить в мире слышащих, теперь пора учить этот мир с уважением и достоинством принимать людей с нарушенным слухом! Поэтому необходима широкая информация, » пропаганда» о возможностях и потребностях тех, кому не повезло со слухом, но повезло с педагогами!
Эмилия Ивановна! Спасибо Вам! Наша семья говорила это много раз, хочу сказать и сегодня. Познакомила нас с Вами беда, но это счастье, что мы Вас нашли. Пусть все Ваши ученики будут талантливы и благополучны!
Семья Кузнецовых, г.Москва