ЦЕНТР ЛЕОНГАРД

Отзыв Анны Кузнецовой. Москва, 2017г.

Добрый день!

Хочу рассказать об обучении сына по системе Э.И. Леонгард «Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье»:

Когда Игорьку было 2 года, ему поставили диагноз «тугоухость 3-4степени», через 4 месяца нам подобрали слуховые аппараты, и по счастливой случайности мы почти сразу нашли Надежду Алексеевну Кургузкину — нашего сурдопедагога.

Для тех, кто сомневается, какую методику выбирать, хочется сравнить обучение родной речи неслышащего ребенка с изучением иностранного языка слышащим человеком в любом возрасте. Можно заучивать слова, «топики», грамматику, а можно максимально погрузиться в языковую среду и наращивать словарный запас естественным путем.

Данная система обучения, как раз, предлагает в игровой форме выполнять комплекс разноообразных заданий, озвучиваемых взрослым, и направленных на развитие личности в целом. Через задания ребёнок проживает каждую речевую единицу, а в результате учится узнавать отработанный материал на слух, и самостоятельно произносить осмысленные звуки, за которыми лежат образы, которые со временем становятся словами.

Не надо превращать жизнь ребенка в бесконечный урок, когда взрослый требует: «скажи», «повтори». Нужно создать специальные условия, при которых ребенок будет «вынужден» заговорить, и тогда взрослому надо только корректировать сказанное. Находясь дома, в непринуждённой обстановке, мы вместе играли, направляя игру в нужное нам русло, озвучивали все бытовые ситуации, наблюдали за окружающим миром на улице и из окна.

Уже через полгода, т.е. к 3 годам, Игорек стал демонстрировать речевое поведение как слышащий ребёнок: от лепета к словам, но главное — стал понимать речь, пусть даже очень упрощенную.

Спустя почти 4 года речь Игоря естественная, развёрнутая. Он говорит не заученными штампами, а часто, как слышащие дети, придумывает слова. У него нет речевого барьера, он не стесняется переспросить, если что-то не расслышал или не понял. Слова, которые он забыл, не знает или не может чётко выговорить, легко объясняет другими словами, чтобы быть понятым. Безусловно, есть сложности с пониманием посторонних людей, особенно сверстников, которые сами говорят невсегда внятно, есть логопедические проблемы, есть грамматические неточности. Сейчас в саду он один на один с посторонними людьми, не имеющими специального опыта работы с неслышащими, самостоятельно договаривается, расширяет слуховой опыт: ведь одно и то же слово, сказанное не мамой, а воспитателем, для него звучит по-другому, но он справляется, и даже приносит из сада новые словечки и выражения.

Совершенно точно — без специальных приемов мы бы не добились таких успехов! Мы посещаем занятия раз в неделю, сурдопедагог в процессе работы с ребенком также дает рекомендации: на что обратить внимание, что и, главное, как скорректировать. Логопед исправляет произношение, но не развивает речь ребёнка, и уж точно не развивает слух. Организовать звуковой хаос: научить услышать и правильно понять услышанное — вот непростая задача сурдопедагога.

Сейчас Игорю 6 лет, слух упал до 4 степени, пограничной с глухотой, но он посещает массовый детский сад, группу 4х-5ти летних детей. Сложности, с которыми он сталкивается в коллективе, по большому счету — это обычные для этого возраста проблемы слышащих детей — неумение уступать и договариваться. Да, на занятиях он сидит в первом ряду, да, педагогам приходится повторять вопрос/задание, и отдельное спасибо им за терпение, но он наравне со всеми участвует в жизни своего детского сада. Пересказывает сказки, мультфильмы, сочиняет собственные истории, зарисовывает их, лепит, стал интересоваться музыкой, примеряется к разным профессиям. В нашем доме целый день звучит детский голос, который комментирует буквально все!

Видя нашу аудиограмму, врачи настаивают на имплантации, но ведь и это не панацея. В любом случае, только комплекс специальных занятий под руководством опытного сурдопедагога поможет ребёнку слышать и быть услышанным, какое бы звукоусиливающее устройство он не носил.

Жаль, что так мало информации о методике. Тогда, 4 года назад, мы буквально чудом, нашли Надежду Алексеевну. При этом сотрудники государственных медицинских учреждений не удивляются успехам Игоря, когда узнают, что мы обучаемся по системе Э.И. Леонгард, но почему же всех не информируют об этом поистине эффективном методе?!

Два года назад я принимала участие в семинаре для специалистов и родителей по системе Э.И. Леонард. Поразительно, но в Москве есть только один детский сад, около 30 неслышащих детей, и один класс, даже не школа, а просто класс, т.е. 6-8 счастливчиков, которых обучают именно по этой методике. Результаты, которые демонстрируют эти дети, восхищают. Речь этих детей настолько грамотная, что не каждый слышащий взрослый сможет сравниться. Настоящие знания в головах этих детей — вот, что мы хотим для своего ребёнка.

По-настоящему сложно было только первый год: нам, родителям, самим понять, что ребёнок не болен, что есть особенность развития, над которой можно и нужно работать. Благодаря Надежде Алексеевне, ее педагогическим действиям и психологической поддержке, теперь очевидно, что мы сделали правильный выбор и даем Игорю все, что возможно сделать в данной ситуации.

Очень надеемся, что метод Эмилии Ивановны все-таки займет заслуженное место в системе образования. Сколько примеров успешной абилитации неслышащих детей, и мы -не исключение!

Благодарим Эмилию Ивановну за метод, Надежду Алексеевну за воплощение метода в жизнь, за радость полноценного общения с ребенком, за уверенность в будущем.

Анна Кузнецова
г. Москва, 2017г.

Прокрутить вверх