ЦЕНТР ЛЕОНГАРД

Дети в школе. (Беседа II)

(«В едином строю», №3 за 2009 г.)

Первая  беседа была написана перед началом предыдущего учебного года (см. «В едином строю», № 9 за 2008 г.). Эти дети уже заканчивают первый класс, но приближается новый учебный год, и для  родителей будущих первоклассников мы продолжим разговор.
В прошлой беседе мы начали обсуждение второй распространённой ошибки родителей, касающейся толкования учебных текстов, и рассматривали эту проблему на примере задач. Теперь мы обратимся к литературным текстам, т.е. тем текстам, которые содержатся в учебниках «Русский язык» и «Родная речь». Но готовить детей к пониманию письменных текстов нужно начинать с понимания изображений на картинках.
На первых страницах  учебника  «Родная речь» представлены разнообразные красочные картинки. И это очень хорошо, т.к. картинки вызывают у детей интерес и создают  положительное отношение к книге. Ведь далеко не все дети, приходящие в школу, умеют читать, а если и умеют, то книг, как правило, не читают, поэтому облик страниц с непонятными строчками детей пугает.
Картинки предлагаются детям для того, чтобы они учились  связно передавать свои впечатления об увиденном, чтобы у них развивалась речь. И  родителям следует серьёзно относиться к этому виду домашних заданий.  Работа с картинками имеет важное значение для развития ребёнка: она направлена на развитие у него воображения и на развитие речи.
   Воображение – это та основа, на которой строится рассказ. Поэтому прежде чем предлагать  ребёнку рассказать о сюжете, необходимо выяснить, что же он представляет себе, когда рассматривает картинку. При этом родителям необходимо помнить, что нельзя навязывать ребёнку собственные представления – нужно создать условия для того чтобы ребёнок проявил своё видение  сюжета, чтобы у него возникли именно его персональные представления. Для этого предлагается определённая система работы (родителям, которые использовали нашу систему с детьми дошкольного возраста, эта методика известна).
Что запрещается делать родителям? Во-первых, самим  рассказывать по картинке. Во-вторых,  выделять на картинке те или иные объекты,  указывая на них пальцем. В-третьих, выделять на картинке те или иные объекты или действия, ими производимые, с помощью вопросов: «Кто это? Что это? Что делает …?»
Почему вводятся такие запреты для работы с «учебными картинками»?
Дело в том, что во всех этих случаях ребёнок остаётся пассивным — вся активность принадлежит взрослому: это он видит действующих лиц и окружающие их предметы, это он видит, какие действия производят персонажи, и т.д. Но наша же задача состоит в том, чтобы всё это увидел сам  ребёнок.
Что же должны делать родители? Создавать условия  для  того, чтобы ребёнок самостоятельного  проявлял  своё понимание  содержания  картинки. Родителям нужно узнать, видит ли ребёнок всех  персонажей, обращает ли внимание на пространство, в котором происходит действие,  понимает ли он взаимоотношения  персонажей, причинно-следственные  связи между явлениями и пр.
Такие условия обеспечивает драматизация по картинке или по серии картинок.
При подготовке домашнего задания ребёнок рассматривает картинку в учебнике, а затем взрослый предлагает ему  разыграть то, что он увидел. Взрослый является участником игры, но ведущим является ребёнок. Ребёнок  сам выбирает роль для себя, указывая при этом на картинку («Я буду водителем автобуса»), а взрослый – для себя («Я буду пассажиром»). Взрослый спрашивает у ребёнка, где они находятся, делая широкое обводящее движение  рукой  вокруг себя и ребёнка, но не показывая его на картинке — к картинке взрослый не прикасается («Тут что? Тут, тут, тут – что: река, лес, город, деревня? ….»). Ребёнок указывает это пространство на картинке и называет его (например: «Автостоянка»). Если он затрудняется в передаче структуры слова, взрослый пишет его на листе бумаги, который для этих целей приготовлен заранее.
Затем  начинается  собственно драматизация – игра. И снова инициатором должен быть ребёнок. По ходу действий взрослый задаёт ребёнку смысловые вопросы типа: «Зачем  ты, водитель, едешь на заправочную станцию? Куда  едет  автобус? Откуда  едет автобус? Где автобусный парк? Что ты видишь за окном?» и пр.  Ответы находят отражение в письменных записях взрослого, например: «Автобус едет в другой город; На заправочной станции в автобус нальют бензин; Ехать надо долго; Автобусный парк в Москве (Саратове, Челябинске, …); За окном  леса, поля» и т.д. Эти записи фиксируют моменты игры и помогают ребёнку в дальнейшем восстанавливать прошедшие события. По окончании игры ребёнок читает записи, потом устно описывает  картинку своими словами и пользуется  справочным материалом – записями, сделанными  взрослым.
Как видно из данного примера, во время игры у детей происходит развитие речи: увеличивается словарный запас; появляются новые грамматические конструкции; автоматизируется употребление знакомых конструкций  в новых ситуациях; увеличивается объём высказываний.
Так нужно проводить работу с каждой картинкой, содержащейся в учебнике.
Но вот дети начинают читать и писать. Они выполняют упражнения по русскому языку: списывают слова и предложения, вставляют буквы в слова и слова в предложения, отвечают на вопросы и т.д.
В этом виде деятельности ребёнка и родителей подстерегает очередная  опасность.
Дети довольно быстро включаются в ситуацию и выполняют упражнения «по алгоритму». Они привыкают делать это механически, совершенно не вдумываясь в то, что же они пишут. Учителя не всегда интересуются пониманием детьми смысла – считается, что слова детям знакомы, а значит, и смысл предложения должен быть понятен. Это особенно характерно для учителей массовых школ. Поэтому родители первоклассников должны  всегда проверять, как их дети понимают смысл того, что они пишут.
 Перед началом письма дети обязательно прочитывают текст, который они будут писать, и взрослый  просит ребёнка каким-то образом объяснить, как он понимает смысл  этого маленького текста. Ребёнок может указать на предмет (если он пишет отдельное слово-существительное), продемонстрировать действие или устно объяснить смысл (если он пишет предложение). Только после этого ребёнок приступает к письму.
Во время письма ребёнок должен синхронно проговаривать то, что он пишет. Следует знать, что при письме и чтении у ребёнка должны всегда синхронно работать четыре функциональные системы: двигательная (ребёнок пишет), зрительная (ребёнок одновременно видит то, что он пишет), голосовая (одновременно ребёнок говорит), слуховая (одновременно ребёнок слышит то, что говорит). Это обязательное условие полноценного функционирования слухоречевой системы.
Наконец, дети начинают читать связные тексты из учебника «Родная  речь». И вновь перед родителями стоит задача работы над смыслом этих текстов. Почему приходится обращаться к родителям?
Программа любой школы, даже специальной, включает большой объём материала, и учителя не успевают проводить с ним такую глубокую «смысловую вспашку», которая необходима для того, чтобы понимание прочитанного было адекватным смыслу текста у всех  детей.  Но без такой работы мы обрекаем глухих и слабослышащих детей на углубляющееся непонимание любых текстов, страх перед всё увеличивающимся их объёмом, нелюбовь к чтению; на серьёзные проблемы в обучении, потому что дети не будут понимать смысла не только сказок, рассказов, повестей, романов, тем более басен, но текстов по истории, географии, биологии, физике, математике, особенно при решении задач.
Методика работы с текстами проводится по аналогии с методикой занятий с картинками.  
Заданный на дом рассказ ребёнок читает вслух раза два, пользуясь «читающим пальчиком» и тем самым организуя свой взгляд при движении по строке (указательный палец движется под строкой синхронно громкому чтению). Затем взрослый предлагает ребёнку проиграть содержание текста. Но взрослый должен строго выполнять главное правило в этом виде деятельности: он не имеет права прикасаться к тексту и выделять в нём какие-либо слова. Обращаться к тексту может и должен ребёнок.
 Вновь распределяются роли, и ведущим в этом, как всегда, является ребёнок. Взрослый  выясняет, где происходит  действие;  ребёнок сам находит то место в тексте, где об этом говорится, и читает этот фрагмент вслух. Наблюдая за действиями ребёнка в процессе драматизации, взрослый  убеждается в том, что ребёнок правильно понял содержание текста, т.е. ход событий, сюжет. Но драматизация помогла ребёнку увидеть, представить и то, о чём в тексте прямо не написано.  Например, в рассказе говорится, что был зимний день, и больше ничего о погоде не сказано. Отвечая на вопросы взрослого во время драматизации, ребёнок начинает «видеть», что на земле, на деревьях, на скамейках лежит снег, что его персонаж одет в шубу, на голове у него, возможно, ушанка и т.д. Таким образом, текст «оживает», становится «объёмным» (а не «плоским», каким он был вначале), в нём появляется много деталей. Это называется контекстом. Создание контекста – вот на что в первую очередь  направлено внимание взрослого при работе с любым текстом.
Но этого недостаточно – нужно выяснить, как ребёнок понял смысл текста. На этом этапе вопросы взрослого погружают ребёнка в поиски внутренних механизмов, определяющих движение сюжета и взаимоотношения персонажей.  Взрослый задаёт много смысловых вопросов, примерно, такого типа: «Почему этот персонаж делает то-то и то-то; что он задумал; что он хочет сделать; для чего он  взял …; что было сначала; что будет потом» и т.д., и т.д. Ребёнок отвечает на эти вопросы, опираясь на текст и на те действия, которые он совершал вместе со взрослым во время драматизации. Взрослый обязательно помогает ребёнку грамотно оформлять его ответы, записывая их, но не навязывая свой ход рассуждений. Это очень важно.
Но на этом работа с текстом не заканчивается. Теперь ребёнок делает к рассказу рисунки. Рисует он также самостоятельно; он сам решает, сколько будет рисунков – один или серия. По завершении этой части работы ребёнок рассказывает о том, что он нарисовал, пользуясь текстом, записями взрослого и обязательно добавляя что-то новое, что подсказывает ему контекст, представленный в рисунках. Качество рисунков никакого значения не имеет – важна передача содержания и смысла.

Как видно из приведённого описания, работа с письменными текстами требует много времени и, вероятно, её не удастся проводить с каждым текстом, когда количество рассказов станет быстро увеличиваться. Но эту работу нельзя оставлять, только проводить не с каждым текстом. Для того чтобы к концу учебного года первоклассник не потерял здоровья, необходимо разнообразить его жизнь и впечатления, расширять его жизненное пространство, обогащать его духовный мир, давать ему соответствующую возрасту физическую нагрузку. Время от времени нужно ходить с детьми на выставки, в музеи, в театр, в гости; желательно, чтобы дети могли посещать бассейны, или танцевальные кружки, или художественные кружки, занимались выжиганием, плетением и прочими очень полезными внешкольными делами. Обязательно нужно читать детям книги, надо с детства заинтересовывать их чтением даже тогда, когда они смогут самостоятельно читать небольшие книжки. Для многих глухих и  слабослышащих детей мир чтения почти не существует, потому что это не культивируется в семье. Любовь к книге, к чтению — это залог успешного слухоречевого и интеллектуального развития детей и предпосылка их успешной профессиональной деятельности в будущем.

Э.И.Леонгард, кандидат педагогических наук.

Прокрутить вверх