ЦЕНТР ЛЕОНГАРД

Дети в школе. (Беседа I)

(«В едином строю», №9 за 2008 г.)

Вот и закончился самый беззаботный период жизни вашего ребёнка  – дошкольное детство. Ребёнок пришёл в школу. Изменился  режим его жизни, изменилось и окружение:    незнакомые сверстники-одноклассники, большое количество незнакомых ребят разного возраста,  новые учителя, стиль поведения которых отличается от манеры общения педагогического коллектива  детского сада. Всё это на какое-то время подавляет ребёнка, он ищет своё место в новом для него мире,  приспосабливается к новым обстоятельствам. Этот период называется периодом адаптации.
Родителям нужно знать, что новые условия жизни часто так сильно действуют на детей, что «ребёнка просто не узнать» (как часто говорят родители). У части детей нарушаются привычные стереотипы, дети становятся забывчивыми, вдруг перестают  ориентироваться в простых бытовых ситуациях и т.д.  Родителям  не следует ни ругать детей, ни  «дёргать» их – нужно помочь им наладить режим жизни: время сна, время занятий, прогулок, игр и пр. Естественно, эти рекомендации адресуются тем родителям, чьи дети имеют возможность ежедневно приходить из школы    домой  (школа может быть и специальной, и массовой; классы специальные и интегрированные; таких классов становится всё больше).

Но вот ребёнок, в основном, адаптировался к школьным условиям и включился в настоящий учебный процесс. Все родители  должны активно участвовать в продолжающемся процессе абилитации своих детей в школе. Однако в новых условиях у родителей часто возникают трудности.
На уроках дети знакомятся с большим объёмом учебного материала, и этот объём довольно быстро увеличивается. Для того чтобы быть в курсе происходящего, родителям нужно время от времени по согласованию с  учителем бывать на уроках, особенно в начале года. (В соответствии с Законом РФ «Об образовании» родители имеют право даже принимать участие в управлении образовательным учреждением, тем более они имеют право посещать уроки). С учителями нужно установить контакт, в то же время не вмешиваясь в их работу и не перегружая их своими вопросами.
Темп прохождения программы даже в первом классе (особенно в массовой школе) приводит родителей в смятение. Поэтому родители идут по пути наименьшего сопротивления: фактически делают уроки за детей. Эта грубейшая ошибка в поведении родителей  крайне негативно сказывается на дальнейшем развитии детей.

Главная задача родителей – научить детей самостоятельности при выполнении домашних заданий.
С чего начинается  подготовка  уроков? С чтения заданий к упражнениям  по родному языку и по математике. И вот тут родители совершают первую ошибку: после того как ребёнок прочитывает задание, мама объясняет, что нужно делать. Таким образом, ребёнок приучается не обращать внимания на письменный текст  и не понимает смысла таких заданий.  

В заданиях к упражнениям по русскому языку  часто фигурируют такие слова: «Спишите…»,  Выпишите…», «Напишите…», «Запишите …», «Перепишите…». Пожалуй, все дети в начале школьного обучения знают только одно из этих слов («Напишите»), а значений перечисленных однокоренных слов не различают, путают их, поэтому каждый раз спрашивают у учителя и у родителей, что именно нужно делать. У части глухих и слабослышащих школьников эта путаница сохраняется в течение нескольких лет. Это происходит потому, что педагоги и родители часто не обращают внимания на «такую мелочь» и сами показывают или говорят детям, что нужно делать в каждом случае, считая, что главное – выполнение самого упражнения. А кончается это тем, что смысла заданий (конечно, со значительно более сложными формулировками) не понимают многие студенты, поступающие в вузы, что вызывает большое недоумение и недовольство преподавателей.

Для того чтобы не допустить такого положения вещей, родители с самого начала должны следовать «правилу»: не объяснять детям разницу значений указанных выше слов – дети должны почувствовать её сами.

Работу над домашними заданиями следует организовывать таким образом, чтобы сначала ребёнок  выполнял задание самостоятельно. Затем он рассказывает взрослому, что и почему он сделал именно так. Проиллюстрируем данную рекомендацию описанием реальной ситуации.
Например, в задании к упражнению сказано: «Выпишите слова-названия игрушек». Ребёнку предлагается прочитать задание вслух и выполнить его так, как он понимает. Потом он показывает результат маме. Но оказывается, что вместо выписывания нескольких слов ребёнок переписал  весь текст упражнения. Рассказал же он об этом так: «Я написал слова-названия игрушек». Таким образом, он «отчитался» о работе безотносительно к тому, что он реально сделал. Очевидно, что ребёнок действовал по стереотипу: «выхватил» какие-то знакомые слова и стал действовать. Слова «напишите», «выпишите» — для него одно и то же, главное — надо писать. Что писать, тоже неважно – ведь перед глазами текст, вот его-то и нужно переписать. Таким образом, ребёнок здания не понял, и упражнение не выполнил.

Взрослый ни в коем случае не делает ребёнку замечаний («Ты неправильно выполнил задание», «Ты написал не так», «Плохо думал» и т.п.). Замечания и толкования взрослого ребёнку не помогут – в следующий раз повторится то же самое, т.к. не происходит главного – ребёнок не вчитывается в текст. Именно этому его надо учить. Как?

Взрослый должен помочь ребёнку увидеть, что он сделал. Для этого мама пишет ему задание: «Спиши (перепиши) текст» (имеется в виду тот же самый текст). Ребёнок снова переписывает текст. И тут наступает самый важный момент обучения: взрослый предлагает ребёнку сравнить тексты двух заданий. Ребёнок их читает, и на вопрос взрослого, одинаковые ли они, отвечает отрицательно. Тогда взрослый показывает ребёнку оба переписанные им текста упражнений и снова спрашивает, одинаковые ли они. Выясняется, что тексты одинаковые. Итак: задания разные, а записи одинаковые. «Как же так?» И вот только теперь ребёнок начинает вчитываться в задания и искать причину неудачи.

Важно отметить, что он делает это сам, что он увидел свою ошибку сам, а не взрослый указал ему на ключевые слова в задании (что происходит сплошь и рядом). Теперь он увидел, что в задании написано о словах-названиях игрушек. После этого он выполняет задание правильно. Но на этом нельзя останавливаться – взрослый вновь предлагает ребёнку сопоставить выполненное им упражнение с текстами заданий и выбрать то задание, которое соответствует правильному тексту. В заключение ребёнку нужно обязательно «оречевить» произведённые им действия: «Тут я переписал (списал) весь текст, а тут выписал слова-названия игрушек».

Такой вид помощи не является подсказкой, т.к. активизирует внимание ребёнка при чтении  текстов, учит его вчитываться в текст и способствует развитию у него самостоятельности в выполнении  заданий  как дома, так и в классе.

Второй распространённой ошибкой родителей является толкование самих учебных текстов. Рассмотрим это на примере решения задач. Вот типичная задача: «Мальчик нашёл 4 гриба. Девочка нашла 2 гриба. Сколько грибов нашли мальчик и девочка?» Обычно мама читает задачу вместе с ребёнком и тут же всё ему объясняет с помощью рисунков. Она рисует лес, мальчика с корзинкой, в которой лежат 4 гриба. Рядом – девочка с корзинкой, там находятся 2 гриба. Взрослый называет всё, что рисует. Потом он показывает на обе корзинки и спрашивает, сколько всего грибов. Ребёнок записывает решение задачи.

Из приведённого примера видно, что у ребёнка не было никакой активности, фактически он не читал задачу, не вчитывался в текст. Он просто проговаривал текст, не вникая в его смысл, а следя за действиями мамы. Это тупиковый путь. При таком стиле занятий ребёнок никогда не научится по-настоящему читать тексты. Что значит «читать»? Читать – значит, понимать. А мы уже неоднократно писали о том, что многие глухие и слабослышащие дети очень плохо понимают смысл текстов, именно поэтому они и не любят читать. Если дома ребёнок привыкает к тому, что всё за него делает взрослый, а он принимает в этом процессе минимальное участие, лишь копируя действия взрослого, то его школьные успехи будут на весьма низком уровне.

Как же нужно было организовать работу с решением этой задачи?
Прежде всего, ребёнок должен читать текст сам, без помощи взрослого;  читает он вслух. Далее, он демонстрирует те действия, о которых говорится в задаче, проигрывает их. В тексте данной задачи имеется два действующих лица, поэтому играть могут ребёнок и взрослый, но ведущим должен   быть  ребёнок. Он распределяет роли, он говорит, где происходит действие (это может быть ответ на вопрос взрослого: «А где мы находимся – дома, на улице или в лесу?»). И «мальчик», и «девочка» ходят «по лесу» с корзинками (или их заместителями) и собирают грибы. Желательно вначале драматизации дать детям имена, тогда по ходу действия может возникнуть диалог: «девочка» спрашивает у «мальчика», сколько грибов он нашёл, а он интересуется успехами «девочки». В конце игры ребёнок считает грибы в обеих корзинках, записывает решение и ответ и читает запись вслух. В домашних условиях очень целесообразно делать подробную запись: «4 гриба + 2 гриба = 6 грибов». При решении задач необходимо не забывать и о языковой работе.

На этом работа с задачей не заканчивается. Взрослый должен уточнить, какие представления скрываются у ребёнка за цифрами. Поэтому взрослый задаёт вопрос о каждой цифре: «4 (четыре) – это что? А 2 (два) – это что? А что такое 6 (шесть)?» Ответ: «Грибы», — не свидетельствует о наличии у ребёнка чётких представлений о смысле данных чисел. Ведь и 4, и 2,  и 6 — это тоже речь о грибах. Но это «разные» грибы.  Первое число обозначает принадлежность грибов одному персонажу, второе число – принадлежность грибов другому персонажу, а третье число обозначает совокупность грибов,  принадлежащих обоим персонажам. Поэтому правильными являются  такие ответы: «4 гриба нашёл мальчик (это мальчик нашёл 4 гриба)», «2 гриба нашла девочка (девочка нашла 2 гриба)», «6 грибов нашли мальчик и девочка (мальчик и девочка нашли вместе 6 грибов)» и т.п.
В других случаях ребёнок может проявлять своё понимание смысла текста задачи, производя необходимые действия с предметами, о которых говорится в задачах.


Почему необходима такая работа над смыслом текстов задач? Родителям нужно усвоить  следующую мысль: всё, что дети читают, всё, что говорят им, и всё, что говорят они сами, они должны понимать.

Понимание – это наличие представлений, образов. Сначала необходимо строить фундамент представлений, воображения, образов, и это поможет детям постепенно абстрагироваться от конкретики. Дети (и слышащие, в том числе) часто быстро и правильно решают задачи, ориентируясь на ключевые слова («всего, стало, осталось»), но когда их спрашивают, что обозначают те или иные цифры, о чём вообще идёт речь в задаче, они не могут ответить на эти вопросы. В результате многие задачи, тем более сложные, они решить не могут.  Для возникновения представлений необходим богатый чувственный опыт детей, двигательная активность, действия с предметами. Поэтому в домашних условиях ежедневно нужно делать то, что не всегда удаётся  делать на уроках: создавать условия, при которых  восприятие речи и в письменной, и в устной формах вызывает у детей представления и образы; условия, которые позволяют детям мысленным взором «видеть» персонажей, события, явления природы и т.п., о которых говорится в текстах. Тогда они в дальнейшем с лёгкостью будут справляться с любыми заданиями и в области гуманитарных, и в области точных наук. Этот фундамент закладывается в дошкольном и в младшем школьном возрасте.

Э.И.Леонгард, кандидат педагогических наук.

Прокрутить вверх