Центр Леонгард по обучению и социокультурной реабилитации глухих и слабослышащих детей

 
English
Центр Леонгард  :  Статьи
 

Статьи


Общество слышащих и наши дети
("В едином строю", №4 за 2008 г.)

При обсуждении проблемы интеграции детей с особыми образовательными потребностями в социум каждый раз возникает два аспекта этой проблемы: отношение детей к социуму и отношение социума к этим детям.
Отношение глухих и слабослышащих детей к миру слышащих различно в разные периоды  жизни наших детей. Маленькие дети, находясь среди слышащих взрослых и детей, не ощущают дискомфорта, потому что всегда рядом находится кто-то из близких (мама, папа, бабушка, …). Но начиная со среднего и старшего дошкольного возраста, отношение детей к миру говорящих (слышащих) определяется, с одной стороны, тем окружением, в котором живёт и воспитывается каждый ребёнок, а  с другой - условиями его воспитания в семье, в дошкольном учреждении и в школе.
Часть детей с нарушением слуха боится контактов с говорящими и слышащими людьми, потому что испытывает большие трудности в общении с ними; потому что поведение их не всегда понятно; потому что, с точки зрения глухих детей, поведение многих слышащих демонстрирует их высокомерное отношение к глухим как «не к своим, чужим», имеющим более низкий уровень социального и интеллектуального развития, чем слышащие. Другая часть детей воспринимает слышащих как «параллельный мир», пересечение с которым просто нежелательно. Ещё одна группа не только слабослышащих, но и глухих (детей – подростков – юношей) считает себя полноценной частью человеческого сообщества и делит людей на «хороших» и «плохих» не по состоянию слуха, а по их нравственным качествам.
Отношение общества к людям с нарушенным слухом тоже неоднозначно. Часть членов общества не хочет ничего знать ни о каких инвалидах – они им безразличны или нарушают их личный покой своими «болячками», своим часто неприглядным видом. Эта категория людей позволяет себе даже публично, со сцены в карикатурном виде имитировать речь заикающихся людей, походку людей с ДЦП, разговоры с плохослышащими, чем вызывают смех в зале.  Другие члены общества относятся к инвалидам сочувственно, но отстранённо. Третья группа так называемых здоровых людей не делит людей на «своих» и «чужих»- не таких, как они, и при этом старается помочь своим согражданам преодолевать трудности их жизни.
Такое положение нельзя назвать нормальным и благоприятным не только для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, но и для самого общества. Разговоры о том, что общество виновато в том, что оно не идёт навстречу людям с нарушенным слухом, ведутся постоянно в среде родителей, педагогов, общественных организаций глухих. Но инициатива в этом вопросе должна принадлежать не социуму (этой инициативы мы никогда не дождёмся), а родителям глухих и слабослышащих детей, родительским ассоциациям, педагогам и самим глухим.
В чём должна выражаться эта инициатива? Об этом и пойдёт речь в нашей беседе.

Отношение глухих и слабослышащих детей к окружающим людям во многом определяется качеством абилитационной работы (в любом типе специального учреждения, образовательного учреждения общего типа или в семье). Под термином «качество» мы имеем в виду не столько образовательный уровень детей разного возраста, сколько отсутствие у них страха перед новой обстановкой, перед незнакомыми людьми,  готовность детей к контактам с ними. Готовность же, в свою очередь, не возникает сама по себе. Она формируется тогда, и только тогда, когда дети воспитываются в обстановке доброжелательности, когда их с самого раннего возраста приучают не только получать что-то от других, не только просить, но и давать, дарить, помогать другим и  получать от этого  радость. Обстановка доброжелательности не исключает осуждения каких-либо проступков детей, проявлений ими грубости, агрессии и т.п. Но осуждение со стороны взрослых не должно выражаться в грубой форме, унижающей достоинство  ребёнка. Взрослым нужно всегда помнить: дети возвращают нам те формы поведения, которые они наблюдают у нас.
Дети, воспитанные таким образом, всегда открыты к любым контактам, они не боятся быть непонятыми, потому что окружающие, видя их доброжелательность, желание общаться, готовность помочь, приветливость, никогда не оставляют их без помощи, если дети оказываются в затруднительном положении, всегда находят способы помочь им.   Из сказанного ясно, что проявление доброты не зависит от уровня речевого развития детей. Поэтому родителям не следует думать, что пока ребёнок не заговорит, нельзя воспитывать в нём «чувства добрые».
Наоборот, ребёнок (и глухой, и слышащий), к которому в процессе обучения применялись жёсткие приёмы воспитания, которого наказывали «за ошибки», этот ребёнок, научившись говорить, будет вести себя по отношению к окружающим так же, как относились к нему. Воспринятое  им от взрослых осуждение других детей за ошибки, высокомерие в тех случаях, когда задания выполняются им лучше товарищей, отсутствие навыка делиться с другими игрушками, сладостями и т.д. приводят к тому, что эти дети становятся изгоями и в среде слышащих детей (в среде глухих они тоже не пользуются популярностью). Эти дети могут даже иметь высокий уровень развития, внятную речь, хорошо понимать речь окружающих сверстников. Но все эти достоинства не перевешивают отрицательных личностных качеств, а именно личностные качества и являются самыми существенными для жизни в обществе - сначала сверстников, а потом – и в более широком пространстве.
Итак, одним из необходимых условий создания положительного образа ребёнка с нарушенным слухом является его воспитание, формирующее такие качества личности, которые способствуют бесконфликтному включению ребёнка в разные сферы игровой, деловой и общественной жизни и полноценному функционированию в этих областях.
Но необходима и другая деятельность, которая призвана знакомить общество с возможностями глухих детей и исподволь воспитывать в обществе положительное отношение к ним.  Эту деятельность должны организовывать  специалисты.
Где, из каких источников можно узнать о каких-либо событиях, о поступках людей, об открытиях? Конечно, это средства массовой информации – газеты и телевидение. Глухие и слабослышащие люди слишком редко оказываются в поле зрения журналистов. И вот здесь должна развернуться продуманная и чётко распределённая во времени «акция», которая позволит миллионам людей познакомиться с  разными сторонами жизни людей с нарушенным слухом, которая  представит «портреты» этих людей, их достижения, их проблемы и т.д.      
Образцом здесь может служить  деятельность общественных организаций, занимающихся воспитанием и обучением детей с синдромом Дауна. Ведь эти дети долгие десятилетия в нашей стране были подлинными изгоями. Сейчас изменились представления об их образовательных и профессиональных возможностях, стали известны их музыкальные способности и их доброжелательное отношение к людям. И вот этих детей стали показывать по телевизору, стали выпускать календари с фотографиями известных людей страны в обществе с детьми с синдромом Дауна и т.п. Отношение к этим детям меняется.
Безусловно, осуществления акций на телевидении могут добиваться не отдельные лица, а организации. Но есть другой пласт, подготовительный этап к всероссийскому освещению проблем неслышащих детей и взрослых.
Знакомиться с глухими и слабослышащими детьми могут жители сёл, посёлков, небольших и больших городов. Знакомство может происходить во время детских праздников  в детских садах и  в школах - в специальных и в общеобразовательных общего типа. Содержанием праздников, как правило, являются разнообразные виды выступлений детей: чтение стихотворений, танцы, хороводы, хоровое и сольное пение, исполнение ролей в спектаклях, участие в играх.
В специальных учреждениях для детей с нарушением слуха дети участвуют во всех номерах; кроме того, они играют в оркестрах. Но в городах обычно существуют разнообразные фестивали, в которых участвуют дошкольники и школьники массовых учреждений. Задача работников специальных учреждений – на каждый фестиваль предлагать хотя бы один номер в исполнении детей с нарушением слуха. Для глухих детей это – выход за пределы интерната, а для слышащих детей и их учителей  это – открытие: дети, которые считаются «ущербными», могут наравне со слышащими выступать на концертных площадках и без скидок часто завоёвывать призы.  После таких концертов-фестивалей в городе всегда бывает положительный резонанс.
На концертах в специальных детских садах и школах присутствуют, как правило, не считая педагогов, только родственники детей. Но для формирования общественного мнения время от времени на праздники нужно приглашать каких-либо журналистов – из газет или с телевидения. После публикаций или передач по телевидению всегда увеличивается число людей, получивших новую информацию о глухих детях; часто читатели  статей и зрители передают свои положительные впечатления своим знакомым.
В детских садах общего типа глухие и слабослышащие малыши не всегда допускаются до публичных выступлений перед родителями слышащих детей. И это как раз та ситуация, которую нужно срочно менять: ведь если нашего ребёнка не принимают родители слышащих дошкольников в детском саду, то говорить об изменении отношения общества не приходится.
Формирование правильного отношения к ребёнку с нарушенным слухом нужно начинать сразу при его поступлении в группу. Здесь велика роль родителей неслышащего малыша, которые должны находиться в постоянном контакте с воспитателями группы, тактично «образовывать» его, помогая находить с ребёнком общий язык, ненавязчиво демонстрируя его интеллектуальные и речевые возможности. Глухой ребёнок может сначала читать короткие стишки в своей группе, где его понимают все сверстники. Он участвует в танцах на музыкальных занятиях. Если в группе приняты небольшие выступления детей на родительских собраниях, то глухой ребёнок выступает наряду с другими детьми и на них. После этого ребёнок может дебютировать на празднике, в котором участвует несколько групп. Ребёнок может участвовать в хороводах, в танцах, в играх и в конце концов выступать с чтением стихотворений. Ответственность за качество произношения лежит на родителях и том сурдопедагоге, который руководит обучением данного ребёнка. Главное – начать. И ещё: первые стихотворения, которые глухой (слабослышащий) ребёнок читает на общем празднике, должны быть хорошо всем известны. Тогда они будут узнаваемы и даже в случаях не очень чёткого произношения их поймут все.
Глухие и слабослышащие дети могут участвовать в спектаклях вместе со слышащими. Сначала это могут быть роли «статистов» - чтобы дети привыкали к большой аудитории. Затем они получают небольшие роли «говорящих» персонажей, а в дальнейшем эти роли могут быть сопоставимы по объёму речи с ролями слышащих детей.

Таким образом, активная позиция в привлечении общества к проблеме глухих и слабослышащих детей принадлежит всем лицам, связанным с этой категорией детей, т.е. заинтересованным лицам. По собственной инициативе общество никогда к нам не придёт. Движение должно быть встречным. И огромная роль в этом процессе принадлежит родителям. 

Э.И.Леонгард, кандидат педагогических наук.



 

Центр Леонгард  :  Статьи
 

Эта программа финансируется агентством США по международному развитию "USAID" в рамках Программы "Помощь детям-сиротам в России", осуществляемой Американским Советом по международным исследованиям и обменам (АЙРЕКС) и Национальным обществом защиты детей от жестокого обращения.


 

 

© АНО "Центр Леонгард", 2004 

© Н.А.Урядницкая, дизайн, 2004