Центр Леонгард по обучению и социокультурной реабилитации глухих и слабослышащих детей

 

 
English
Центр Леонгард  :  Основные принципы системы реабилитации
 

 Внимание!  Обучающий курс по методу Э.И.Леонгард в мае 2017 г.

Основные принципы системы реабилитации


Исследованиями было установлено, что ход познавательного и речевого развития детей слышащих и детей с патологией  слуха подчиняется общим закономерностям при различном темпе развития тех или иных сторон познавательной и речевой деятельности. Темпы слухо-речевого развития и речевого общения определяются не столько степенью сохранности слуховой чувствительности (глухой / слышащий), сколько условиями организации воспитания и обучения детей.

Глухой  ребёнок не  рождается со «специальной психологией». Она формируется,  когда малыша изолируют от семьи, общества  и не обучают  родному  языку  в общепринятой  устной  форме.

Нормальный ход развития глухих и слабослышащих детей - есть следствие нормализованной педагогической практики, которая сохраняет  неслышащим детям  жизнь  в  семье - естественную среду родственных связей, речевого уклада, традиций и культуры, в которой живёт и воспитывается ребёнок;  жизнь в слухе – при раннем двустороннем слухопротезировании и многолетней специальной работе по развитию речевого слуха; жизнь в языке – формируя  инициативность детей в речи и их самостоятельность при проявлении понимания текстов любой степени сложности; жизнь в общении – формируя общепринятую устную манеру общения, т.е. исключая жестовый язык и дактилологию в период становления у детей устной и письменной форм родного языка.

Нормализованная практика приводит к тому, что по своему  душевному состоянию воспитанники Системы ни инвалидами, ни носителями  специальной  психологии  не являются.

По этой Системе  работали и работают более 250 педагогов в  дошкольных и школьных учреждениях  разных территорий России и  бывшего Советского Союза.

Совместная работа педагогов и родителей приводит к тому, что устная речь становится для глухих (и слабослышащих) детей таким же естественным и необходимым средством общения с окружающими людьми и между собой, каким она является для слышащих людей. Речь друг друга  и слышащих собеседников глухие и слабослышащие дети воспринимают на основе слухо-зрительного восприятия, потому что  дети с раннего возраста постоянно носят слуховые аппараты и в течение многих лет с детьми  проводятся специальные занятия по развитию слухового восприятия и речевого слуха.

 

В последние годы появилось новое поколение слуховых аппаратов-заушин – цифровые программируемые. Они дают возможность тонкой индивидуальной настройки. Нужно только не забывать  о необходимости самопрослушивания ребёнком своего голоса, речи, т.е. родителям следует  не забывать приобретать  выносные  микрофоны  к  тем заушинам , которые имеют аудиовход.

 

При использовании Системы родители активно  участвуют в абилитации и реабилитации детей. Почти 40-летняя практика доказала, что любой родитель, независимо от образовательного уровня, социального статуса, места проживания, профессиональной принадлежности, материального положения, может активно участвовать в воспитании своего неслышащего ребёнка. Реабилитация родителей приводит к тому, что семья с помощью специалистов постепенно выходит из состояния  депрессии, в котором она находится после обнаружения у ребёнка дефекта слуха. Эти родители уже не допускают мысли о том, чтобы отдать своих детей в специнтернаты, где обучается подавляющее число детей-инвалидов  по  слуху  в  России, и  не  желают делать их социальными сиротами.

 

В мировой практике существуют две тенденции, противоположные по сути воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей. Одна из них культивирует субкультуру глухих, что происходит в специнтернатах, где дети оказываются социальными сиротами. Логика и условия такой организации жизни неслышащих детей приводит к утверждению, что жестовый язык – это родной язык глухих.

 

Альтернативный путь, которого придерживается и наша  Система, заключается в полноценной абилитации, реабилитации и интеграции глухих в общество слышащих: это обеспечивает реализацию всех потенциальных возможностей психического, речевого, эмоционального, личностного развития каждого глухого и слабослышащего ребёнка.  Это может происходить только тогда, когда обучение глухих малышей строится  на базе устной и письменной форм  родного языка, что приводит в дальнейшем к полноценному владению звучащей речью.

 

При нашем подходе развитие речевого слуха происходит в единстве с развитием у детей понимания речи и в устной, и в письменной формах. Это отличает нас от других подходов, при использовании которых развитие слухового восприятия и развитие речи фактически являются двумя обособленными процессами, отчего у детей страдает  понятийная сторона речи, и дети испытывают большие трудности при чтении текстов по всем школьным дисциплинам.

Система  реализуется

  • в семьях, имеющих детей с нарушением слуха;
  • в специальных группах детских садов общего типа;
  • в  специальных дошкольных учреждениях;
  • в специальных  классах  массовых   школ;
  • в специальных школах;
  • в сурдологопедических кабинетах (центрах), находящихся в более чем 120 городах, посёлках России и  в более чем 40 населённых пунктах 11 государств СНГ. В России  работают десятки спецклассов в  массовых школах; некоторые спецклассы уже завершили работу дети получили неполное среднее или среднее образование.

Благодаря использованию нашей Системы за прошедшие десятилетия выросла  новая генерация говорящих глухих детей. Многие наши глухие воспитанники получили или получают высшее образование вместе со слышащими в престижных учебных заведениях: университетах (филологический, исторический, психологический факультеты); институтах, академиях  ( педагогических, технологических, Богословском) в России, США, Англии, Израиле. Выпускники этих вузов  работают в коллективах слышащих (также без помощи переводчиков жестовой речи), часто выполняя функции менеджеров и вступая в постоянные контакты с большим количеством людей. Так, Вадим М. (по медицинской квалификации тотальная глухота) работает менеджером во всемирно известно фирме "Oracle"  в штате Калифорния, имея в подчинении коллективы слышащих в разных городах США и Индии. Леонид О. (глухота с незначительными остатками слуха), который в настоящее время учится в одном из вузов Англии, ещё будучи подростком, после переезда семьи в Израиль перевёл с русского языка на иврит рассказы  Носова. Пётр Р. (пограничное между глухотой и тугоухостью состояние слуха) из Санкт-Петербурга играет на флейте в Детском симфоническом оркестре. Дмитрий К. (глухота с незначительными остатками слуха)  в 2003 г. поступил в Бостонский технологический институт. Людмила Ш. (резко выраженная тугоухость) работала литературным редактором на московском Радио; Константин С. (III ст. тугоухости) - в рекламном  агенстве  и в редакции  одной из сибирских газет. Денис Е.(глухота с незначительными остатками слуха; также из Сибири), работая в большом проектном институте, занял первое место в конкурсе  молодых специалистов. 

Список литературы.

1.Леонгард Э.И. Бисенсорный подход в обучении произношению дошкольников с нарушениями слуха. Основные принципы обучения. «Дефектология», 1975, № 5.

2. Леонгард Э.И. Особенности обучения устной речи в детском саду для глухих  и слабослышащих детей. В кн. «Методика обучения глухих устной речи». М., «Просвещение», 1976.

3. Леонгард Э.И. Основные принципы работы по развитию слухового восприятия у глухих и слабослышащих дошкольников. «Дефектология», 1977, № 6.

4. Статьи Э.И. Леонгард в ж. «В едином строю», начиная с 1968 г.

5. «Развитие речи детей с нарушенным слухом в детском саду». Методические рекомендации. Под ред. Э.И.Леонгард. АПН СССР, НИИ дошкольного воспитания, М., 1988.

6. Э.И.Леонгард, Е.Г.Самсонова, Е.А.Иванова. Я не хочу молчать. М., «Просвещение», 1990.

7. Э.И.Леонгард, Е.Г.Самсонова. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. М., «Просвещение», 1991.

8. Э.И.Леонгард. «Всегда  вместе». Программно-методическое пособие  для родителей детей с патологией слуха. Центр инноваций в педагогике, 1995.

9. Программа «Общение»: Воспитание и обучение слабослышащих  детей дошкольного возраста в детском саду. Под ред.Э.И.Леонгард, 1995.

10. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Система формирования и развития речевого слуха и речевого общения у детей с нарушением слуха. Сб. «Инновации в Российском образовании.». Министерство общего и профессионального образования  Российской Федерации, М., 1999.

11. Э.И.Леонгард. «Всегда  вместе», ч.II. М., «Центр Леонгард» 2000.  

12. Методическое пособие  в помощь педагогам, работающим по системе Э.И.Леонгард (ч. I и II). Центр реабилитации слуха, г. Набережные Челны, 2004.

13. «Семья может всё». Материалы IV Всесоюзной конференции родителей детей с нарушением слуха. СПБ.: Ленинградский  восстановительный Центр ВОГ, 1992.

14. Яцунова О. «Не такая, как все ?» Н.Новгород,  Русский купец, 1993.

15. Белик И.С. «Зачем глухому музыка?» М., «ВЛАДОС», 2001.

Методические фильмы «Центра Леонгард»



 Центр Леонгард  :  Основные принципы системы реабилитации
 

 

 

© АНО "Центр Леонгард", 2004 

© Н.А.Урядницкая, дизайн, 2004


Разработка: DeafNet.ru